Сергей (set613) wrote,
Сергей
set613

Клоуны в живописи.

У меня в клоунской рубрике, по-моему, впервые такой персональный вернисаж. До этого были "персональные выставки" художников, одной из любимых тем которых были клоуны. Сегодня хочу показать вам картины, посвященные реальным артистам. Коллекцию картин мне помогал собирать, "выковыривая" их с аукционных сайтов мой замечательный единомышленник Владимир (ВВВладимиров). Причем, как и обычно бывает в сотворчестве, мы практически одновременно "зацепились" за эту тему. Поэтому хочу сегодня не только представить вам собранную коллекцию, но и рассказать о самих артистах. Поэтому, вероятно, пост получится длинным - запаситесь терпением. )) Ну, не мог я короче рассказать о судьбе героев сегодняшнего материала, уж очень много интересных фактов и деталей нашел на сайте "Русский цирк", в книге дочери писателя Куприна и в бескрайней Сети. Итак!



Братья Фрателлини. 1932 г.

Братья Фрателлини – это классика мирового цирка, мировой клоунады. Представители итало-французской семьи клоунов выступали в 1900-х - 1940-х годах и были известны по всей Европе и в мире. «Цирковая семья Фрателлини» - это три брата Поль (Паоло) (1877-1940), Франсуа (Франческо) (1879-1951) и Альберт (Альберто) (1886-1961). При рождении детям давались итальянские имена, которые потом, после переезда во Францию, были "трансформированы" на французский лад.




У каждого из братьев был свой клоунский образ: Поль отличался нарочито карикатурным поведением и небольшим количеством макияжа на лице, Франсуа держался в элегантной и помпезной манере и полностью красил лицо в белый цвет, а Альберт носил рваную одежду и наносил себе на лицо гротескный макияж, элементами которого были высокие чёрные брови, густо размалёванные губы и накладной нос - «картошка». Историки считают, что именно типаж Альберта во многом сформировал стереотипный облик современного клоуна.



Marthe Antoine Gérardin (French, 1884-1968) Paolo Fratellini, French Clown. 1933 г.



Marthe Antoine Gérardin (French, (1884-1968) Francesco Fratellini, French Clown. 1933 г.



Marthe Antoine Gérardin (French, (1884-1968) Alberto Fratellini, French Clown. 1933 г.

Те же историки многие годы пытаются классифицировать амплуа каждого из братьев Фрателлини, подбирая всевозможные соответствия и аналогии. Вот некоторые из них:
1. Поль - осмотрительность и лукавство, Франсуа - веселость и жизнерадостность, Альбер - застенчивость и беспорядочность.
2. Поль - воплощение добродушия, Франсуа - изящества, Альбер - грубоватого юмора.
3. Типажи клоунов импонировали вкусам и были любимцами определенного сословия: Франсуа - буржуазии, Поль - мещанства, Альбер - пролетариата.
4. По социальной значимости общения и взаимодействия Поля называли нотариусом, Франсуа - адвокатом, а Альбер был, как правило, истец.
Впрочем, те же историки и биографы братьев отмечают, что, в конечном счете, эти градации ничего не объясняют.



Victor Riis (Виктор Риис) (Russian born-French, born 1949) Paul Fratellini.



Victor Riis (Виктор Риис) (Russian born-French, born 1949) François Fratellini.



Victor Riis (Виктор Риис) (Russian born-French, born 1949) Albert Fratellini.

Стремительный, с буйной фантазией Франсуа, выражал тип традиционного французского клоуна.
Медлительный увалень, тем не менее, с экстравагантными чудачествами, Альбер – «шут гороховый», типаж англосаксонского эксцентрика, рожденный в недрах английской пантомимы. Они составляли две крайности, которые с необыкновенной ловкостью и лукавством, находчивостью и осмотрительностью, изворотливостью и предприимчивостью, объединял в образе «рыжего» Поль. В его персонаже, который был немецкого происхождения, безотчетно уравновешивались две противоположные тенденции, воплощенные в манере игры братьев. Таким образом, персонажи братьев Фрателлини интуитивно выражали три современных течения в клоунаде того времени.

В подготовке и разработке номеров у каждого из братьев также была своя «роль». Поль был главным распорядителем и вдохновителем, он фонтанировал идеями, предлагал сюжеты, намечая программу антре. Франсуа был постановщиком, от него и зависел успех номера. А Альберу доставалась обычно роль послушного исполнителя. Когда Альбер был в плохом настроении, он обычно говорил: Франсуа у нас - директор, Поль - администратор, а я кувыркаюсь на арене. Правда, редко когда братья упоминали о том, что в лучшие их годы у них был свой автор, который писал диалоги и придумывал сюжеты номеров...



Les Fratellini autor de Maurice Vernes.

Отец

Их отец, Густаво Фраттелини (1842-1905), родился во Флоренции. Он учился в семинарии, после чего решил посвятить себя медицине и поступил в университет. Во время учебы Густаво примкнул к освободительному движению и стал сподвижником Джузеппе Гарибальди во время периода Рисорджименто – национально-освободительной борьбы за объединение Италии. Фрателлини вступил в один из гарибальдийских легионов помощником лекаря и покинул Флоренцию. В 1860 году он принимал участие в военной кампании против Бурбонов, правивших в Неаполе, а в 1866 году - в военной кампании против Австрии. Легенды гласят, что во время военных действий Густаво попал в плен, и чтобы развлечь собратьев-узников, он начал выдумывать и показывать гротескные сценки. Так началась клоунская карьера Фрателлини-старшего.
Правда, в некоторых источниках упоминается, что после участия в восстании Гарибальди, Густаво Фрателлини в 1867 году женился, и чуть позже начал карьеру циркового артиста в качестве акробата и воздушного гимнаста, выступая вместе с акробатом Трамани, владельцем бродячего цирка. В 1868 году Густаво уехал в Египет, но уже вместе с цирком Майера, где показывал упражнения на трапеции. Историки предполагают, что студент медицинского факультета занимался гимнастикой в юношеском возрасте, поскольку известно, что во время пребывания в отряде Гарибальди он был даже инструктором гимнастики.
В 1872 году Густаво сам стал владельцем бродячего цирка, но дела его шли неважно, и три года спустя, в 1875 году, он принял ангажемент, предложенный ему директором цирка Давидом Гильоме, и отправился на гастроли в Южную Америку. Возвратившись на родину в 1877 году, Густаво выступал в цирке Фассио, как наездник и акробат. Там же началась его карьера клоуна. В 1879 году Фрателлини появляется клоуном на манеже Ипподрома в Париже. Там его старший сын Луи, в свои 11 лет, начал выступать в качестве наездника.

Братья

У Фрателлини было десять детей, из которых остались в живых четыре сына. Густаво вместе с двумя товарищами и с семьей вёл кочевую жизнь, обычную для цирковых артистов, по всей Европе. Семья повсюду следовала за своим главой, побывала в Англии, во Франции и Германии.
Встретив в Германии импресарио Смоленского, Фрателлини поехали в Россию, где прожили одиннадцать лет.
Старший сын Густаво, Луи (1867-1909), родился во Флоренции через год после женитьбы отца – в 1868 году. Второй сын - Поль родился в городе Катано на Сицилии, когда отец возвратился в 1877 году из Америки и совершал гастрольную поездку по Италии. Третий Франсуа родился в Париже в 1879 году, а младший Альбер - в 1886 году в Москве. Альбер с улыбкой вспоминал, что «при рождении его обмыли водкой».
Детьми сыновья Густаво принимали участие в пантомимах и клоунских антре отца. Опять же, легенды гласят, что в России, в каком-то затерянном уездном городке компаньоны-партнеры Густаво его бросили и уехали. Чтобы избежать финансовой катастрофы с уплатой неустойки хозяину цирка, Фрателлини-старший за одну ночь в холодной избе отрепетировал номер с подросшими сыновьями, и этот номер на другой день прошел с большим успехом. Так началась настоящая клоунская карьера четырех братьев Фрателлини.
Позже старший Луи из наездника также стал клоуном и первоначально выступал в дуэте с Полем. Франсуа в то же время считался одним из лучших наездников, он проделывал сальто-мортале через препятствия и дважды обходил арену цирка на руках. Неизвестно в каком году, но братья Фрателлини на рубеже веков побывали на гастролях во Франции. Дж. Стрэли в своей книге писал, что Луи и Поль Фрателлини выступали на арене Зимнего цирка и «уже принадлежали к числу известных в то время клоунов, пользовавшихся расположением зрителей».
Густаво Фрателлини умер в Париже в 1905 году. После его смерти все семейство во главе со старшим сыном Луи вновь уезжает в Россию. Франсуа и младший Альберт тоже решили организовать клоунский дуэт и стали выступать вдвоём.
Луи Фрателлини скончался в Варшаве в 1909 году в возрасте 42 лет.После него остались пятеро детей: Витторио, Гюстав, Жанна, Максимилиан и Елена. Как пишут историки, «семейные узы всегда почитались в роду Фрателлини, и не могло быть речи о том, чтобы артисты оставили на произвол судьбы вдову своего брата и его детей, оставшихся без средств к существованию».
Забегая вперед, расскажу историю, которая произошла уже во Франции, когда трио братьев Фрателлини было известным по всей стране. Сыновья Луи - Гюстав и Максимилиан, также ставшие цирковыми артистами, выступая вместе с Луи Коломбо в цирке Наполеона Ранси, тоже взяли своей команде сценическое имя Фрателлини. В тот же момент дядья против своих племянников возбудили судебное дело, и по суду хозяина цирка Наполеона Ранси, молодых Фрателлини и их коллегу Луи Коломбо приговорили к возмещению убытков и судебных издержек. После этого племянники вынуждены были переехать в Германию, где продолжили выступать с большим успехом.

Рождение трио

После смерти Луи главой семьи становится Поль. На семейном совете было решено не искать ему нового партнера, обойтись без помощи посторонних, а присоединиться к младшим братьям и самим продолжать гастроли по России. Поль, Франсуа и Альбер решают выступать совместно, сформировав, таким образом, трио клоунов, которое получит позднее огромную известность во Франции.



Альберт, Франсуа и Поль Фрателлини.

До начала Первой мировой войны трио в основном гастролировало по различным городам европейских стран (Испании и Англии, например) и Российской империи, выступая в цирке Саламонского. Но после начала войны Фрателлини, наконец, получают ангажемент в цирке Медрано в Париже.
«Братья Фрателлини, которых мы встречали на сцене столь же часто, как и на арене - говорящие клоуны, и им хорошо ведомы традиции их профессии; они ловко используют популярные комические сценки, заимствуя их из репертуара французской клоунады и английской пантомимы; они разыгрывают эти сценки с достойной похвалы живостью, их костюмы отличаются живописностью, впрочем не большей, чем у других клоунов; короче говоря, они нравятся публике при условии, если она не требует обновления репертуара; Фрателлини — отличные исполнители. Однако, если говорить о клоунах, то мы видели в мюзик-холле других артистов, гораздо более ярких».
Отмечу, что эти строки критик Гюстав Фрежавиль написал в своей книге «В мюзик-холле», опубликованной в 1923 году, но мнение его принадлежало тому периоду, когда Фрателлини только появились во Франции. Действительно, Фрателлини были почти неизвестны во Франции, когда после десятилетнего пребывания в России их ангажировал на несколько сезонов подряд цирк Медрано.



Pierre Lacroix (French, 1912-1994) Trois Clowns.

Слава

Клоунское трио понравились публике, которая, как известно, создает и разрушает репутации артистов быстрее, чем это делают критики и журналисты. Именно публика создала Фрателлини славу великих артистов. Буквально за несколько месяцев Фрателлини затмили всех комических артистов, за исключением Грока, выступавшего в мюзик-холле, и Чарли Чаплина, блиставшего в кино.



Постер братьев Фрателлини. 1927 г.

Приложил к этому руку, конечно, и директор цирка Медрано Бонтем, который понял, что для достижения успеха в борьбе с популярными мюзик-холлами, необходима реклама. Первоначально реклама и породила огромный интерес к клоунам, какой не наблюдался в период клоунов-звезд предыдущего поколения.
К 1923 году Фрателлини, как считают историки, стали едва ли не самыми известными артистами-клоунами во Франции, имели большое количество поклонников, о них часто писали в прессе, их некоторые номера длились более сорока пяти минут. Они пользовались такой известностью, что нельзя было представить себе, каким образом можно достичь большей славы. Театральная критика в один голос восхваляла братьев, и театр «Комеди Франсэз» включил их в состав своей труппы.



Marcel Bloch (French, 1884-) Les Fratellini musiciens (éditeur Philipp Rosen).

Успех во всем сопутствовал клоунам. Трио выступало на всех празднествах, на всех банкетах, например, на банкете в честь артистов «Независимой коммуны Монмартра» (1924) в Мулен де ла Галетт и на рождественской елке у президента республики (1925). Музей Гревен поместил в своих залах их изображения рядом с изображениями генералов и государственных деятелей. Силуэты Фрателлини появлялись на рекламах различных изделий, начиная с косметических товаров и кончая ваксой, не говоря уже о конфетах.



A. Jolan (French) Aux Fratellini - Les Rois du Rire (Фрателлини - короли смеха). 1925 г.

Фрателлини были удостоены награды Академии, им была вручена Золотая медаль города Парижа в знак благодарности за их постоянное участие во всех детских и благотворительных представлениях. Пьер Мариель посвятил им книгу «Жизнь трех клоунов».

Послесловие

Но начало заката карьеры братьев Фрателлини как раз совпало со временем вручения им престижных и почетных наград. Десятилетнее триумфальное пребывание в Париже привело к тому, что Фрателлини исчерпали весь репертуар клоунады, публика заранее знала все их трюки, все реплики, все сюрпризы. Знаменитым артистам оставалось только одно: отправиться в гастрольную поездку по Франции.



Фрателлини в Перрексе (Франция). 1930 г.

В 1930-х годах, переезжая с передвижным цирком из города в город, трио Фрателлини продолжало встречать восторженный прием своих поклонников в провинции, и еще несколько лет артисты пользовалось успехом, который со временем стал угасать. Когда после гастрольного тура Фрателлини вновь вернулись в цирк Медрано, публика их встретила без большого интереса.



Фрателлини в Берлине. 1930 г.

А в июне 1940 года в возрасте 63 лет умер Поль Фрателлини. На фоне идущей второй мировой войны и оккупации Франции его смерть прошла незамеченной. Трио лишилось важнейшего из своих участников. Вместо Поля братья пригласили в трио Чарли Илеса, но ни усилия Франсуа и Альбера, ни способности Илеса не смогли возместить отсутствие Поля. Пресса писала: «Фрателлини все еще выступают на аренах цирка, но они как-то потеряли веру в себя, и им подчас недостает аплодисментов, которые могли бы их подбодрить. Трио не хватает столь человечного и добродушного Поля в цилиндре, который посылал публике дружескую улыбку, и Чарли Илес так и не сумел его заменить».



André Dunoyer de Segonzac (French, 1884-1974) Paul Fratellini dans sa loge.

Тристан Реми в своей книге «Клоуны» написал: «Фрателлини представляли цельную глыбу, в которой невозможно было отыскать никакой трещины. Их братские сердца избавляли артистов от зависти друг к другу и от ложного самолюбия. Каждый из партнеров был заинтересован в успехе другого, ибо игра каждого содействовала славе и триумфу всего трио. Их общие усилия завоевали расположение публики, и Фрателлини отвечали на это расположение новыми усилиями, артисты старались отплатить зрителям, отблагодарить их за то, что те не уставали проявлять интерес к работе клоунов и осыпать их похвалами. Но все это было не главным, успех трио зависел, прежде всего, от однородности, от слияния индивидуальностей трех артистов, которые, в сущности, составляли единое целое».



Aristide de Ranieri (Italian, 1865-1929) Les Fratellini. 1920 г.

Очень тепло о встрече с братьями Фрателлини написала в своей книге воспоминаний об отце дочь писателя Ксения Александровна Куприна (1908-1981). Из книги я узнал, что у Фрателлини во время пребывания в России был открытый конфликт в борьбе за первенство с братьями Дуровыми. «Ссора приняла настолько бурный характер, что в Москве образовалось два лагеря: за и против иностранных клоунов. Директор Московского цирка даже устроил торжественное примирение на арене, но это была только инсценировка - вражда так и не прекратилась». Но это уже другая история…
Франсуа прожил 72 года и умер в 1951 году, а Альберта не стало в 1961 году, ему было 75 лет.
Историки пишут, что некоторые дети и внуки братьев тоже стали цирковыми артистами, но успех и славу своих предков никто из них не повторил…
Стоит отметить, что сын Поля - Виктор (1901-1979), и его дочь, внучка Поля - Анна, были известными во Франции клоунами. Анна Фрателлини (14 ноября 1932 - 30 июня 1997) родилась в семье Виктора Фрателлини и Сюзанны Руссо в Алжире. Она считается первой женщиной - цирковым клоуном во Франции.



Victor Riis (Виктор Риис) (Russian born-French, born 1949) Annie Fratellini.

Свою карьеру Анна начала в цирках Медрано и Пиндер, когда ей было 14 лет, но позже бросила цирк и пела в музыкальных залах и ночных клубах. В 1969 году она снялась в фильме "Большая любовь" и вышла замуж за режиссера фильма Пьера Этекса (Pierre Étaix), он и посоветовал жене заняться всерьез клоунадой. Анна Фрателлини умерла от рака в возрасте 64 лет в 1997 году.



Valerie Voinchet (French) Anni Fratellini, French Clown. 2010 г.

Вот теперь, когда вы узнали о судьбе братьев Фрателлини, хочу представить галерею картин, написанных, в основном, французскими художниками и иллюстраторами, и изображающих трио клоунов, номера, которые они работали, цирки, в которых они выступали...




Auguste Brouet (French, 1872-1941) Le Grand Cirque Pinder. 1914 г.



Bernard Naudin (French, 1876-1946) Dans les coulisses du Cirque Fratellini. 1924 г.



Bernard Naudin (French, 1876-1946) Dans les coulisses du Cirque Fratellini. 1924 г.



Fernand Fernel (French, 1872-1934) Prèparations dans les Coulisses.



Unknown Painter Les Fratellini dans les loge.



Louis Marcel Myr (1893-1964) La Loge des Fratellini au Cirque D'Hiver. 1926 г.



Joseph Faverot (French, 1862-1915) Numèro de clowns aves Échasses.



Joseph Faverot (French, 1862-1915) L'Entrèe du Dentiste.



Kees Maks (Dutch, 1876-1967) Three Clowns: the Fratellini brothers in the cirque Médrano.



Joan Miró (Spanish, 1893-1983) Fratellini. 1927 г. Philadelphia Museum of Art

Есть у братьев Фрателлини и своя персональная галерея портретов. Только отмечу, что чаще всего нарисовали Франсуа и Альберта. В чем секрет такого предпочтения, не знаю, но за колоритного Поля обидно! )) Может быть, всё дело в ярких костюмах, гриме и образах?



Giovanni Freducci (Italian, 1919-1979) François et Albert Fratellini en costumes.



Frantisek Tichy (Czech, 1896-1961) Fratellini.



Joseph Faverot (French, 1862-1915) François Fratellini tenant un Chien Équilibriste (Франсуа Фрателлини помогает собаке-канатоходцу).



Jules Monge (French, 1855-1934) Clown Équilibriste.



Marcel Prangey (French, 1899-1954) François Fratellini musicien.



Karen Gersch (American) François Fratellini.



Fernand Gravey (1905-1970) Portrait de François Fratellini. 1949 г.



François Gustave Pimienta (French, 1888-1982) Buste de François Fratellini.



Pierre Lacroix (French, 1912-1994) Albert Fratellini devant une petite danseuse (Альберт Фрателлини перед маленькой танцовщицей).



Karen Gersch (American) Albert Fratellini.



Edmond Heuzè (French, 1884-1967) Portrait d'Albert Fratellini.



Camille Bombois (French, 1883-1970) Le Clown Alberto Fratellini.



André Fau (1896-1982) Portrait of the Clown Albert Fratellini.

Источники – Википедия, книга К.А.Куприной, сайт «Русский цирк» и сайт энциклопедии «Британика».

Оригинал взят у parashutov в КЛОУНЫ В ЖИВОПИСИ (ТРИО БРАТЬЕВ ФРАТЕЛЛИНИ.)


Tags: Культура, искусство, клоуны, цирк
Subscribe

Posts from This Journal “клоуны” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments