Сергей (set613) wrote,
Сергей
set613

Цирк – это мир с особыми людьми...

ХищникиДемонстрация способности управления хищными животными является одним из древнейших зрелищ. В 1619 г. по России гастролировал рязанец Григорий Иванов со своим прирученным львом. Его смело можно называть первым русским укротителем. В 1880 г. на Цветном бульваре в Москве купец Данилов построил цирковое здание известному дрессировщику Альберту Саламонскому. В 1899 г. очень известен был укротитель и борец со львами М. В. Трусков. Примерно в это же время гастролировал со львами Веретин.
Но в дореволюционное время дрессировщиков было
мало - редко кто мог приобрести зверей, содержать и возить по стране. Очень дорогим был цирковой реквизит. Долгое время все выступления со зверями уже в советском цирке проводились только иностранцами. Они на арене, в основном использовали устрашающие эффекты - стрельба из пистолетов, удары хлыста и т.д., способные произвести на зрителей впечатление неких героев. Перенявший методы иностранных коллег, послереволюционный дрессировщик А. Фаррух был жесток и груб в обращении с животными. Во время своего выступления в Брянском цирке он был растерзан львами.

Хищники
Первым укротителем, заложившим основы дрессуры хищных зверей стал Николай Гладильщиков. Он использовал методы мягкой дрессировки, используя безболевые приемы, разработанные Дуровым. Группа его животных состояла из медведей, догов и львиц.
Артист, работающий с хищниками, должен обладать храбростью и не ослаблять бдительности. Звериные инстинкты могут проявиться в любой момент, как бы хорошо не были обучены звери. Хищник остается хищником. Дрессировщик должен быть готов в любое мгновение отразить нападение. Необходимо успеть вовремя заметить перемены в настроении хищника. Животные тоже бывают в плохом настроении. Выступления проходят с группой животных - пять и более. В этом случае очень важно учитывать взаимоотношения выступающих зверей между собой. Такой конфликт может быть чреват нападением на укротителя.

на фото народный артист России. лауреат государственной премии - Николай Павленко.

Для дрессировки более всего подходят молодые особи, взятые из зоопарков. Они еще не вкусили крови и возможность их успешного воспитания значительно выше, чем у пойманных на воле. У молодых животных еще не сложились повадки, не проявились природные инстинкты хищников, поэтому они лучше поддаются дрессировке, чем взрослые хищники. В любом случае полностью уничтожить инстинкт зверя невозможно. Можно лишь заставить и приучить к подчинению. Упорство и труд дают поразительные результаты, и остается лишь закрепить их.
Успешная дрессура в значительной степени зависит от индивидуальных черт характера подопечных. Кто-то обладает хорошей памятью, подвижностью и лучше запоминают все требования дрессировщика. Другой, наоборот, ленив, непонятлив и упрям.
Неправильным будет думать, что процесс укрощения хищников проходит миролюбиво и выстроен на одних только вкусопоощрениях. Иногда дрессировщик вынужден применить болевой прием, чтобы заставить его подчиниться или пресечь попытку к нападению. Но это не должно быть системой. Многолетний опыт лучших дрессировщиков показывает всем, что гуманное обращение с животными позволяет добиться лучших результатов, чем попытки заставить повиноваться под страхом наказания. Звери ненавидят своего истязатели и при удобном случае обязательно отомстят.
В процессе работы с хищниками, сопоставляя полученные результаты и обобщая свой опыт, лучшие дрессировщики - Н. Гладильщиков, Т. Исаенко, В. Филатов, М. Борисов, И. Бугримова, А. Буслаев, А. Александров-Федотов, обогатили представление о поведении животных в неволе и основательно улучшили методы дрессировки. Появились новые мастера - И. Рубан, М. Назарова, Э. Подчерникова, В. Денисов, А. Шевченко, В. Запашный, С.Денисов. Каждому из них присущ собственный творческий почерк.


народная артистка СССР Ирина Бугримова


народный артист России Вальтер Запашный

В основном в цирках представлены львы, тигры и медведи. Содержать их сравнительно просто, и они хорошо размножаются в неволе. Белых медведей в цирке показывают довольно редко - они неповоротливы и не так сообразительны как бурые или гималайские. Из-за этого их репертуар довольно ограничен. Белые медведи отличаются злобой, излишней агрессивностью и коварством. Бурый медведь стал первым из дрессированных зверей, кого стали демонстрировать в России. Вспомните скоморохов, ходящих по дворам с медведями на привязи. Медведи демонстрировали незатейливые трюки всем желающим. Бурые и гималайские медведи обладают талантом от природы для выступления. Ни один хищник не способен выполнять такие трюки, как медведь. Для выступления с медведями не нужна серьезная защита на манеже. На них одевают только намордники.




Заслуженная артистка России Юлия Денисенко

Однако следует помнить, что работа с ними тоже чревата опасностями. Агрессивность медведя проявляется совершенно неожиданно, подчас без повода. Сила удара лапой превышает собственный вес медведя, а когти у медведя очень остры. Известно немало случаев, когда раненый зверь, нападал на человека, хватал его за голову и снимал скальп. Нечасто увидишь в цирке дрессированных барсов, пантер и рысей. Их чаще всего демонстрируют в составе групп. Почти нет в цирке волков. Из-за сходства с собакой зрителям не интересно на их выступлениях.
Форма выступления с хищниками в смешанной группе требует колоссальных усилий от дрессировщика. Нужно проявлять максимум терпения и осторожности. По сути все выступающие в группе звери являются кровными врагами в природе. Многие трюки в смешанных группах созданы русскими дрессировщиками, некоторые были заимствованы у иностранных коллег.
В основной своей массе люди неискушенные с трудом представляют себе, как сложна и опасна работа с хищниками. Она требует смелости, но не безрассудного риска. Дрессированный и послушный воле человека, зверь воплощает идею победы дикими силами природы. Дорога к профессии дрессировщика весьма крута и обрывиста. Мало таланта и любви к животным, необходимо обладать чем - то большим. Того, кто доходит до конца пути, ждет большое удовлетворение.

Tags: цирк, цирк в России, цирк в мире, цирковая история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments