Сергей (set613) wrote,
Сергей
set613

Цирк – это мир с особыми людьми...

11 апреля исполняется 122 года со дня рождения советского иллюзиониста Эмиля Теодоровича Кио

Эмиль Теодорович Кио (настоящая фамилия — Гиршфельд-Ренард) родился 11 апреля (30 марта по старому стилю) 1894 года в Москве в семье коммивояжера.
[Spoiler (click to open)]
Учился в коммерческом училище. С детства мечтал о сцене, но первоначально хотел стать серьезным драматическим актером.
С 1917 года был актером московского театра миниатюр "Одеон" в Москве, затем работал униформистом, берейтором (специалистом по обучению лошадей и верховой езде), администратором в цирке Александра Чинизелли в Варшаве (Польша).
В 1921 году вернулся в Москву и как иллюзионист стал выступать на советской эстраде. Устраивал представления в эстрадных театрах садов "Аквариум" и "Эрмитаж".
В качестве артистического псевдонима, впервые появившегося на афишах в 1922 году, выбрал измененное ивритское слово "ткиа " (в восточноевропейском произношении иврита "ткио") — "разновидность трубления в шофар", знакомое ему по молитвам в варшавской синагоге. По другой версии, увидел светящуюся вывеску "КИНО ", где не горела буква "Н ", и решил, что это "неплохая цирковая фамилия".
До 1928 года Кио гастролировал по городам Советского союза, затем работал в эстрадном театре Центрального парка культуры и отдыха (ныне имени Горького).
С 1932 году по приглашению руководителя госуправления музыки, эстрады и цирка Александра Данкмана начал выступать на арене цирка.
Кио был одним из первых иллюзионистов с крупной аппаратурой, перенесшим свои выступления со сцены на открытую со всех сторон арену.
В 1940 году первым из советских иллюзионистов избавился от восточной атрибутики и начал выходить к зрителям в строгом фраке.
Кио использовал в своих выступлениях балет, сценическую игру и общение со зрительным залом. Главный акцент в своих представлениях делал на том, что загадывает зрителям интеллектуальные загадки и головоломки. В некоторые номера вносил элементы злободневности, сатиры, часто прибегал к помощи клоунов. Создал и модернизировал ряд иллюзионных трюков, позже использованных другими фокусниками.
Работал с режиссерами Арнольдом Арнольдом, Борисом Шахетом и Марком Местечкиным.
Гастролировал за рубежом (Румыния, Великобритания, Дания, Япония).
Один из его самых знаменитых номеров Кио назывался "Сжигание женщины" — в обернутую специальной бумагой металлическую клетку заходила женщина, потом бумагу поджигали, и, когда пламя утихало, зрители видели, что ассистентки Кио на прежнем месте больше нет.
Кио — народный артист РСФСР (1958). В 1960 году в Англии он был признан лучшим фокусником мира, а в 1961 году в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи.
Кавалер ордена Трудового Красного знамени.
Иллюзионист умер 19 декабря 1965 года во время гастролей в Киеве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Кио был женат дважды. Его первой женой была актриса осетинского театра Кошерхан Борукаева. Второй супругой иллюзиониста стала его ассистентка, артистка балета Евгения Кио (1920-1991).
Сыновья Кио — народный артист РСФСР Эмиль Кио-младший (родился в 1938 году) и народный артист России Игорь Кио (1944-2006).
Tags: Искусство, Кио, Культура, иллюзия, ссср, цирк, цирк в России, цирк в мире, цирковая история
Subscribe

Posts from This Journal “Кио” Tag

  • ЦИРКОВЫЕ БАЙКИ

    Однажды с Игорем КИО приключился случай из разряда черного юмора. К нему на улице подошел мальчик и сказал: "Дядя Кио, когда вы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment